Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Сейчас на сайте

Сейчас 11 гостей онлайн

Сергей Рыбачок: как упорядочить взаимоотношения государства и налогоплательщиков.

Из первых уст

2012 год был для нас лучше, чем два предыдущие. Мы сумели найти способ временной нейтрализации того тупикового состояния, в которое нас загнала налоговая политика гусударства. Это связано с невозвратом НДС.

Наше предприятие экспортно-ориентированное, но в силу того что с каждого объема закупки сырья, товаров и услуг 20% ты вынужден отдавать государству через поставщика в составе цены приобретения этих товаров и услуг, таким образом в течение полугода вымывается месячный объем оборотных средств, необходимых для обеспечения каждого следующего производственного цикла сырьем, зарплатой, электроэнергией и т. д., денег.


Было плохо, а стало еще хуже. С 1 января 2011 года с вступлением в силу Налогового кодекса введены правила, по которым лишь 1-2% предпринимателей могут претендовать на то, чтобы оборотные средства были ему возвращены по закону.

Было плохо потому, что НДС не возвращался никому, а стало хуже потому, что определили круг, кому будут возмещать, а кому нет. По более чем 10 пунктам закон выполнить просто невозможно, потому что предыдущие 10 лет невозмещения привели к этому.

Мы закончили год с максимальной производительностью, мы восстановили ее после длительного периода неритмичной работы предприятия, вошли в режим своевременной выплаты заработной платы, что на сегодня очень сложно сделать любому предприятию.

Нельзя не сказать о крайне фискальном подходе контролирующих органов к субъектам предпринимательства при выполнении ими проверок на предприятиях. И такому подходу в полной мере способствует действующая законодательная налоговая база.

Сегодня главный источник наполнения бюджета – это не налоги, сумма которых определена и уплачена в соответствии с реальными результатами деятельности предприятий, а налоги, исчисленные с искусственно завышенной базы налогообложения и штрафы. Это, например НДС, уплачиваемый на таможне с завышенной таможенной стоимости по сравнению с контрактной стоимостью. Относительно недавним примером такого искусственного завышения есть запрет на перенос убытков 2010 года при расчете базы налогообложения по прибыли в 2011 году.

Созданы условия, в которых предприятие должно заплатить в бюджет часть того, чего у него просто нет. Штрафные санкции как средство для наполнения бюджета. Иногда они в сотню раз превышают цифру нарушений. То есть простая ошибка человека, ведущего учет, может обернуться сотнями тысяч штрафа для предприятия.

Я хочу предложить несколько шагов, которые помогут нам упорядочить взаимоотношения государства и налогоплательщиков.

1. Амнистия на все доходы физических лиц.

2. Обязательное декларирование доходов.

Нужно прекратить практику отсутствия контроля и учета за тем, что человек тратит. Без амнистии деньги у людей будут храниться на Кипре, в Лондоне, где угодно – все боятся, чтобы эти деньги работали. Если мы объявим амнистию, мы должны гарантировать, что на протяжении жизни конкретного человека никто не спросит, откуда у него эти деньги. Но на момент амнистирования необходимо обязательное декларирование того, что уже имеется в наличии. Потому что все, что появится позднее, будет попадать под закон о косвенных методах проверки расходов.

3. Закон о косвенных методах выявления доходов. При введении данного закона налоговый инспектор на основании базы налогоплательщиков может прийти к любому человеку и проверить его расходы: оплату счетов за электричество, газ, тепло, воду, если есть автомобиль – счета за горючее. По идентификационному коду эти данные и так присутствуют в базе, куда поступают сведения и о доходах субъекта. И если расходы превышают доходы, то инспектор не спрашивает, откуда ты взял деньги, он просто помогает посчитать подоходный налог к уплате. Таким образом, мы меняем отношение налоговой службы к людям и людей к службе. И воспитание добросовестных налогоплательщиков нужно начинать в школе, каждый выпускник должен знать, как правильно заполнить налоговую декларацию. На реализацию этого пункта необходимо выделить от трех до пяти лет.

4. Открытие счетов в казначействе для субъектов предпринимательской деятельности на общих основаниях для платежей по НДС. Все обязательства государства перед СПД по НДС фиксируются в электронном виде и передаются в казначейство. Если у государства возникает долг по возмещению НДС перед предприятием, то требовать его возврата хозяйственник может лишь при наличии средств на счету, причем можно будет делать это в автоматическом режиме. Эта модель, по нашим подсчетам, сможет за короткий срок создать профицит бюджета и уйти от ситуации, при которой государство ежегодно не возвращает предпринимателям десятки миллиардов гривень.

5. Создание регионального банка развития и реконструкции либо как нового юридического лица, либо на базе одного из государственных банков. Причем не как филиал центральных офисов, а как самостоятельное учреждение.

У нас существует проблема длинных и дешевых денег. Такой банк должен работать только с Нацбанком, и все, что остается в порядке профицита бюджета, должно идти в банк. А банк может выделять деньги под конкурентные проценты, делать целевую эмиссию под определенные программы. Получив от Нацбанка деньги, к примеру, под 4%, региональный банк сможет выдавать их, скажем, под 8%, имея 100% прибыль. Региональный банк должен замещать валютные ресурсы предприятий, которые кредитуются в валюте. Почему? Да потому что так было уже не раз, что предприятие, взяв «дешевый» валютный кредит, в случае резкого роста курса оказывается в совершенно невыполнимых условиях его погашения. Мало того, что сумма долга в одно мгновение увеличивается в разы, так еще у предприятия возникают убытки из-за курсовой разницы, и недовольства со стороны налоговой не избежать. Таким образом, региональный банк, выдавая кредит в гривнах вместо валютного, помогает избежать курсовых убытков, стимулирует предприятие повысить заработную плату, увеличить рентабельность производства.

6. Изменение порядка уплаты налогов в пенсионный фонд и соцстрах. Что имеется в виду? Ответственность несет конкретное физическое лицо. Предприятие выдаст работнику зарплату, а уж тот обязан будет сам совершить необходимые платежи по основным видам налогов.

7. Выделение Национальным банком через региональный банк льготных кредитов для промышленных предприятий, в первую очередь экспорто-ориентированных. Или, как вариант, долевое участие государства в лице управления промышленности в уставном фонде предприятий-экспортеров, но не более 40%.

8. Полная ликвидация «советской власти». Всю полноту ответственности за состояние дел в городе будет нести не городской совет, а лично мэр. И решения по принятию бюджета тоже будет принимать он.

9. Платежи по НДС, которые идут в таможню, обязаны быть администрированы только налоговой службой через казначейство. Сейчас администрированием занимается и налоговая, и таможня, что абсолютно нелогично.

10. Обязательное регистрирование юридических лиц (СПД) всех форм собственности по месту получения дохода, потому что многие юридические лица, которые получают доход на Херсонской земле, имеют юридическую регистрацию в других областях Украины, где и платят все виды налогов.

 
Опубликовать ссылку на статью:

Поиск по сайту

Прогноз погоды