Почем светофоры в Херсоне?

Происшествия

26 июня текущего года,  на сайте горисполкома была опубликована информация, которая не могла не привлечь внимание не только журналистов, привыкших вникать в суть происходящего, а и простых херсонцев, прочитавших это небезынтересное с финансовой точки зрения сообщение.  Кроме того, эта информация была широко растиражирована херсонскими государственными и частными СМИ.

Итак, как следует из нижеприведенного, на рабочем совещании в.и.о. Зои Бережной речь шла о «необходимости координации действий в вопросах установки, обслуживания, демонтажа светофорных объектов в городе». В планах на 2013 год – установка в Херсоне двух светофорных объектов, на эти цели предусмотрены бюджетные средства, не много ни мало, а 200 тысяч гривен на установку ОДНОГО объекта.

Вот тут и возникли резонные вопросы – это что, опечатка на сайте горсовета? Откуда такие суммы, и почем, все-таки, светофоры в Херсоне?

Запрос журналистов, направленный  в исполнительный комитет Херсонского горсовета, содержал конкретный вопрос: какова стоимость светофорного объекта и на какие цели предусмотрена сумма в 200 тысяч гривен. Горисполком дал ответ, и даже выдержал сроки, предусмотренные законодательством Украины, но скорее напоминал « отписку»:  где-то потерялись ксерокопии страниц сметы, и сама смета была сильно «разбавлена» финансовыми подробностями о «перевлаштуванни тролейбусної лінії».

Повторное обращение на получение публичной информации также было малорезультативным.  Городские власти упорно не желали предоставлять ответы на неудобные вопросы. Ксерокопии «кошториса» № 2-1–9 «На перевлаштування контактної  тролейбусної  лінії  та влаштування світлофорного об’єкту. Основні об’єкти будівництва», решения исполкома и т. д.  не только не содержали конкретный ответ на конкретно заданный вопрос, а наоборот, предоставляли поле для еще более глубокой журналистской работы.

Тех, кто готовил «ответ» на запрос, понять можно, они видимо никак не надеялись, что журналисты, получившие на руки «непонятные цифры» и сметы, станут эти цифры складывать и умножать, самостоятельно разбираясь в хитросплетениях статей расходов, а также в технических параметрах указанных в сметах деталей. Прелюбопытная, должны заметить, вырисовалась картинка.

Согласны, мы не являемся дипломированными специалистами в установке светофорных объектов, однако и невооруженным взглядом из сметы установки комплекса из 16 светофоров на пересечении ул. Перекопской и ул. Мира видно, что 200 тысяч  расписаны не только на «светофорные» нужды, а также и на «ремонт троллейбусной мережи», причем конкретно светофоры в ней занимают, по нашим подсчетам, порядка 130 тысяч. Причем эта сумма настолько «смешана» с троллейбусными вопросами, что вычленить более конкретно не представляется возможности. Тут мы можем предположить, что на решение троллейбусных вопросов  город предусмотрел потратить  средства по еще одной Программе – «Програмі розвитку міського електротранспорту м. Херсона на 2008/15 роки». Кстати, в «Програмі розвитку дорожнього господарства на 2011/14 роки»  на установку одного светофорного комплекса предусматривается 250 тыс. грн., а на ремонт150 тыс., хотя по оценкам специалистов,  в основном ремонт состоит лишь в замене контролера, который стоит порядка 25 тыс. грн.

Что касается поселка Камышаны, где также планируется установка светофорного объекта, то проекта пока не существует, но горожанам уже «объявили» что 200 тысяч бюджетных денег на эту спустят. Вот и возникает вопрос. Ладно, с Херсоном понятно. Тут реально можно переплести светофоры и троллейбусы, внести в смету деньги по нескольку раз по одним и тем же позициям, короче, нахимичить на 200 тысяч. А как накрутить эту сумму в Камышанах, если там отродясь троллейбусы не ходили? Да и перекрестков там не наблюдается…

А теперь, чтобы прояснить окончательно ситуацию, перейдем конкретно к цифрам. Для этого мы промониторили десятки сайтов  украинских фирм- производителей, предоставляющих необходимое оборудование и услуги. И обнаружили, что Херсон не ищет легких путей, и является очень богатым городом, который может себе позволить тратиться на гайки, болты и провода по полной программе. Из 50 позиций сметы город практически в каждой завысил цены, где в полтора раза, а где и в четыре. Остановимся на самых крупных:

1.Канат стальной оцинкованный ГОСТ 3062–80 диаметр 6,7 мм. Украинские производители предлагают 1 м по 4,5 грн, а Херсон покупает по 16,5 грн.

2.Двужильный кабель напряжением до 660В сечением 4мм АВВГ. Такой кабель, при желании, можно приобрести по цене 1,30 грн за м, однако мы можем себе позволить заплатить 5,50 грн.

3.Кабель сечением 14.2,5 кв мм АКВВГ. Есть производители, реализующие по 7,81 грн за метр, а Херсону интереснее цена  13,06

4.Кабель сечением 7.2,5 кв мм АКВВГ. Херсон предпочел кабель по 10,2 грн, тогда как есть возможность сэкономить – 4,4грн.

Идем дальше. Согласно смете, необходимо 32 опоры для светофоров. Однако, по проекту, их нужно всего 8, причем три из них уже существуют. Соответственно сумма, указанная в смете, становится на порядок меньше. Планируемые  12100 грн против реальных  1890 грн.

Некоторые позиции в смету вписаны по два раза (как раз на той страничке (113) ксерокопии сметы, которую город «забыл» выслать в первом ответе на запрос). Странно, правда?

Продолжаем сравнивать смету и проект. По смете предусмотрены консольные светофоры, выделены деньги на покупку их составляющих деталей и монтаж, а по проекту – консольных светофоров не предусмотрено. Не менее странно. Или не читают, что пишут, или надеются, что это никто не прочтет?

Полное недоумение вызвала позиция в смете «Подвеска кабеля на тросе, масса 1 м до 4 кг». Мало того, что периметр между светофорными объектами составляет около 50 м, а кабеля почему – то подвешивается 850 м, так  и еще наш город за эту работу платит практически  42 тысячи гривен (50 грн метр), тогда как  киевские специалисты готовы это осуществить, согласно столичных тарифов, ОТ 15 грн метр!

И еще одна интересная позиция сметы. «Кожух защитный». Согласно исследуемой смете, нашему богатому городу ой как необходимы аж 32 эти кожуха, и не совсем понятно, куда они применяются. Можно предположить, что для светофоров. Но мы- то знаем, что на перекрестке Мира- Кулика будут установлены всего 16 светофоров!

А в конце нашего журналистского расследования давайте еще раз вернемся в Камышаны. Мы не зря в начале материала упомянули, что в этом поселке на ул. Советской нет перекрестка. Если рассудить здраво, а не с точки зрения «бюджетодержателя», то в этом населенном пункте, на прямой улице Советской достаточно всего лишь 4 светофора, 2 – пешеходных, 2 – автомобильных. Плюс контролер, другие технические нюансы, и получится сумма не более  40 тысяч гривен…

Ну что, подведем итоги нашего нелегкого, но увлекательного занятия. Получается следующее. Если бы городские власти Херсона проявили себя как рачительные хозяева и посчитали «по-людски» и пожалели городской бюджет, то на светофорные объекты в Херсоне и Камышанах вполне бы хватило суммы в 150 тысяч гривен, а никак не 400 тысяч. Но, тем не менее, по самым скоромным подсчетам порядка 250 тысяч гривен бюджетных денег  куда-то уходит…

Но вот куда? У нас есть предположение. Не за горами мэрские выборы…  А сколько еще в городе таких хитромудрых смет? На укладку асфальта, бордюры, ограждения и цветочки… Кстати, 250 тысяч гривен – это месяц жизни 263 пенсионеров, это социальное жилье для городских сирот, это бесплатные завтраки для первоклашек… да еще и на цветочки останется.

P.S. В России, в Нижнем в Новгороде, разразился скандал по поводу выделения бюджетных денег на установку светофорных объектов. Мэр, дабы уладить социальное напряжение, пообещал пересмотреть суммы расходов. Интересно, а готовы ли херсонские власти к такому геройскому поступку, или все-таки это слишком лакомый бюджетный кусок?