Развод «по-донецки» или как это было.

Политика

Стратегическая многоходовка завершена. Верховная Рада 366 голосами приняла новый закон о выборах. Сухой остаток: проходной барьер — 5%, запрет блоков и введение смешанной системы (пропорционалка плюс мажоритарка) в пропорции 50 на 50. В партии власти (а точнее — Администрации Президента) разыграли красивейшую комбинацию по «разводу» оппозиции: все их ключевые условия были проголосованы, всему миру показали консенсус в стенах парламента, а «меньшевики» еще и остались довольны результатом.
Накатанная схема 2010-го
Только отпетый идеалист мог серьезно надеяться, что власть может идти на компромиссы с таким ненужным и глубоко неуважаемым субъектом, как оппозиция. Речь не идет о мелких уступках, более направленных на западного потребителя, нежели реально влияющих на исход избирательного процесса. Подобное мы уже видели год назад, накануне местных выборов.

Тогда Партия регионов выступила с гениальной инициативой – проводить местные выборы по смешанной системе. К тому же, предложили запретить принимать участие в выборах блокам, а также партиям, местные ячейки которых зарегистрированы менее полгода до выборов. Это был медовый месяц Януковича с Западом, ему все прощали, но и он обращал внимание на критику. Европейцев возмутил временный запрет для молодых партий, который больнее всего бил по популярному там Арсению Яценюку. Янукович смилостивился, и столь драконовскую норму убрал. Но в вопросе блоков на уступки не пошел, хотя от этого и пострадал союзник Литвин. Но и этим все остались довольны. Как говорят – предложи что-то ужасное, потом сделай шаг назад, и тогда статус-кво все воспримут за манну небесную.
Игры вокруг закона о парламентских выборов началась аккурат после окончания местных. Европе они откровенно не понравились, и в многочисленных резолюциях Януковича попросили не повторить такой же беспредел снова. Президент вроде бы согласился, создал рабочую группу Лавриновича, чтобы та разработала проект выборов Верховной Рады. Группа что-то таки написала, даже парочку оппозиционеров к работе пригласила. Но вопросы повышения барьера до 5%, запрета блоков и внедрения смешанной избирательной системы там не рассматривали. Янукович не велел, это подразумевалось по умолчанию. Сразу запустили версию – по мажоритарке власть доберет то, что потеряет по спискам из-за краха рейтинга.
Со скрипом документ отправили в Венецианскую комиссию, и та дала более чем жесткую оценку. Главный месседж – проходной барьер, запрет блоков и избирательную систему надо с оппозицией согласовывать, а не выдумывать их в провластных кабинетах. К тому же, европейцы давно советовали нам пропорциональную систему с открытыми региональными списками. Ну и целый перечень замечаний к другим положениям, открывающим дорогу фальсификациям.
И самое главное – европейцы чуть ли в приказном тоне призвали власть найти компромисс с оппозицией по ключевым положениям закона. Хотя, в общем и целом, проект группы оказался не таким уж и плохим, что признавали даже члены группы от оппозиции.
«Развод» оппозиции
Компромисс — значит компромисс. Их у нас находить умеют. За пару дней до появления решения Венецианской комиссии большинство пошло на весьма хитрый финт – зарегистрировали свой проект закона о выборах. Подписали его главы фракций Партии регионов и Народной партии, глава группы «Реформы ради будущего» Игорь Рыбаков и формально внефракционный коммунист Адам Мартынюк. Вроде бы документ взят у группы Лавриновича, но не совсем. Туда абсолютно по-иезуитски внесли целый ряд превеселых положений, нивелирующих всю роботу группы Лавриновича. И, прежде всего, в этом проекте записали возможность окружных избирательных комиссий снимать мажоритарных кандидатов после двух предупреждений. В сравнении с ним, проект группы Лавриновича кому хочешь покажется идеальным. На этом власть и сыграла.
Казалось, 3 ноября Верховная Рада не особо оглядываясь на оппозицию проголосует свой документ в первом чтении, а там и до голосования в целом недалеко. Но, неожиданно для многих, большинство вроде бы пошло на компромисс. Придумали создать некую временную специальную комиссию, которая разработает компромиссный вариант закона о выборах. Понятно, большинство членов там получила власть, но руководить ВСК доверили оппозиционеру Руслану Князевичу.
Не удивительно, что работа не заладилась сразу же. Оппозиция хотела пообщаться по поводу проходного барьера, сохранения блоков и послабления мажоритарной составляющей, чтобы по округам избирать всего 150 депутатов, а не 225. Логика понятна – чем меньше мажоритарщиков, тем меньше мандатов получит Партия регионов. Представителям последней это не нравилось, они эти вопросы вынесли за скобки, согласившись сделать лишь мелкие уступки. Как их называли еще в четверг утром бютовцы: «точки и тире».
Участники комиссии от БЮТ: Кожемякин, Сас и Подгорный практически сразу же прекратили работу, заявив, что все это – лишь прикрытие перед Западом, и ни на какие серьезные уступки никто идти они не намерены. Хотя нашеукраинцы Князевич и Мойсык остались, и в среду вроде бы даже благословили проект решения ВСК. А заключался он в том, чтобы вернуть к жизни проект группы Лавриновича, как меньшее зло, и внести туда ряд поправок от оппозиции. При этом о проекте Ефремова и компании вроде бы забывали.
Схема получалась гениальная: запугать оппозицию законом пожестче, чтобы те согласились на то, что уже было – проект Лавриновича. Таким простым фокусом хотели и все основные избирательные положения сохранить, и создать видимость перед Западом, что, мол, в парламенте таки нашли консенсус, выполнили требование Венецианской комиссии.
Да здравствует «меньшее зло»?
По плану, в 11.30 четверга президиумы обеих оппозиционных фракций должны были собраться и окончательно решить, стоит ли отмежевываться от результатов работы комиссии. И Руслан Князевич, и Владимир Мойсык не могли точно сказать, подпишут ли решение ВСК, мол, все решат фракции.
С другой стороны, представители большинства не скрывали, что нунсовцы «в деле». «Вчера в присутствие Мойсыка, и под руководством Князевича, мы решили взять за основу проект закона о выборах рабочей группы Лавриновича, в котором будут учтены неполитические поправки оппозиции. Этот документ мы зарегистрируем сегодня и проголосуем в первом чтении, а второе будет через две недели»,— сообщил «Главкому» член ВСК от «Народной партии» Сергей Гриневецкий. Практически все представители большинства дали понять – нунсовцы вроде бы не против такой схемы.
Чтобы придать уверенности нашеукраинцам и оппозиции в целом, глава фракции партии регионов Александр Ефремов откровенно припугнул: «Если обе оппозиционные фракции откажутся поддержать проект закона ВСК, то мы вернемся к проекту большинства. Тогда над ним будет работать большинство, и у нас будут совершенно иные правки в документ». И тут же уточнил, что поддержка оппозиции в его понимании – больше 300 голосов за «компромиссный вариант».
Ближе к обеду стало понятно, что «НУНС» так и не смог определиться с решением. «На встрече руководства двух фракций никакого решения не было. Пока не понятна наша позиция по избирательному проекту. Но могу вам сообщить – Яценюк строго настрого запретил Князевичу, новоиспеченному члену «Фронта змін», подписывать решение ВСК»,— сообщил «Главкому» источник в НУНС. При этом, бютовец Сергей Мищенко утверждал, что есть политическое решение, что позиция обеих фракций по закону о выборах в любом случае будет консолидирована. А Кожемякин добавлял: «За такой закон мы точно не проголосуем».
Как бы то ни было, ближе к окончанию утреннего заседания все шло к тому, что оппозиция не поддастся на ультиматум Ефремова, и от своих политических требований не откажется. Синица в руках их не устраивала. «Пусть голосуют законопроект Ефремова, им же хуже будет, в Европе этого не простят. Но они этого не сделают, есть информация, что большинство пойдет иным путем: скажут, что проект Лавриновича согласовали все, и сегодня же протянут его в первом чтении и в целом, совершив своеобразный блицкриг»,— делился своими соображениями собеседник «Главкома» из «НУНС».
Но между утренним и вечерним заседанием случилось нечто. Один из самых «свидомых» бютовцев вышел к журналистам и поведал о «компромиссе»: БЮТ и НУНС поддерживают проект ВСК. Почему оппозиция столь радикально поменяла позицию – непонятно, источник лишь намекнул, что там замешана Тимошенко.
Новость была настоящим шоком, учитывая все то, что оппозиция несла всего несколько часов назад. Видный представитель «Батьківщини» чуть позже подтвердил «Главкому», что компромисс достигнут, но многие ему не очень рады. К тому же, за выполнение практически всех избирательных требований Партии регионов Тимошенко будет ни холодно, ни жарко. «Даже сами бютовцы не сильно то хотели включать в пакет к закону о выборах декриминализацию Тимошенко»,— сообщил нам источник.
Итак, оппозиция согласилась на теперь уже проект Князевича, в который с легкой руки членов ВСК трансформировался документ рабочей группы Лавриновича. За это проголосовали все члены ВСК, кроме Кожемякина, который туда попросту не явился. Основные положения компромиссного документа: 5% барьер, запрет блоков, смешанная система 50 на 50 и разрешение депутатам баллотироваться по округу и списку. Последний пункт вроде бы лично неистово лоббировал вице-спикер Адам Мартынюк, рассчитывая выиграть в своем родном Манивецком районе Волынской области. Конституционный суд называл такую норму неконституционной, но ничего. То решение касалось старого закона о выборах, а закон у нас будет новый, и судьи КС обязательно найдут нужные обстоятельства.
Уступки для оппозиции выглядят так: заграничные участки могут открываться на территории дипломатических представительств и их разбрасывают по 13 киевским округам; право менять своих членов комиссий; увеличения срока обжалования выборов до 5 дней; снятие с регистрации кандидата только решением ЦИК; введение защиты для бюллетеней и машинная нумерация по каждому участку; обязательная медицинская справка для голосования на дому. И последняя главная «победа оппозиции» — круги будут нарезать за 180 дней до дня выборов, а участки – за 190.
БЮТ и «Фронт змін» «слили» Кличко и Тягныбока
Кто получил больше от такого размена? Очевидно, не оппозиция. Конечно, они добились значительного сужения возможности для фальсификации, но как говорят даже сами члены ВСК Князевича, в законе останется множество лазеек для подтасовки. Оппозиционеры пытались избегать журналистов, а один бютовец, не зная чем объяснить компромисс, лишь констатировал: «Не питай, чому заплакані очі».
Что получила Партия регионов? Если кратко: все, что хотела: мажоритарка для добора большинства будет, лишние «Свобода» и «УДАР» за бортом. Они-то и пострадают больше всего от нового закона. Ведь коммунистам якобы пообещали дотянуть до 5%, литвиновцам дадут 5 мест в проходной части списка Партии регионов. Да и «Батьківщине» не так уж и плохо. Конечно, с чистой пропорционалкой они бы набрали больше. Но и без блока выживут. Арсений Яценюк также на конес рейтингом 10% в Раду он точно зайдет. «Наша Украина» давно умерла, и никакой барьер бы ей не помог.
Результат на табло: 366 голосов «за». В том числе 62 — БЮТ, 36 – НУНС. Закон приняли сразу же в целом. Регионалы могут праздновать победу, они в очередной раз оставили оппозицию с носом.

Виталий Червоненко

Источник: glavcom.ua