ОПОРА наблюдает за подготовкой к выборам: госслужащие активно агитируют за кандидатов

Политика

Активисты ГС ОПОРА В конце мая- начале июня проявления избирательной кампании в регионах Украины стали более наглядными. Этому способствовало завершение процесса формирования избирательных округов (Постановление ЦИК № 82). ОПОРА зафиксировала увеличение количества политической рекламы, публичных мероприятий с участием будущих кандидатов и развертывания псевдо благотворительной деятельности. Благотворительность, которая имеет все признаки подкупа избирателей, стала одним из самых популярных инструментов воздействия на отдельные группы избирателей (пенсионеры, малообеспеченные, молодежь, общественные организации).

Агитационные материалы, которые распространяются в СМИ без соответствующей маркировки «политическая реклама», преимущественно встречаются у медиа областного и районного уровня. Упомянутые проявления кампании — вне закона до официального старта выборов 30 июля. Таким образом, за ведение агитации, подкуп избирателей или финансирования кампании из анонимных источников потенциальный кандидат в Укриане не несет правовой ответственности. Такое недобросовестное поведение противоречит международным стандартам, определенным «Кодексом надлежащей практики в избирательных делах». Принцип «равенства возможностей» не может быть обеспечен без прозрачного финансирования участников кампании. На данном этапе, источники финансирования агитационных мероприятий, материалов, визуальной рекламы, продукции — закрыты для общественности.

Наблюдатели ОПОРЫ зафиксировали примеры участия госслужащих в неофициальной избирательной кампании, публичную поддержку ими кандидатов, использование бюджетных ресурсов и государственных институтов в интересах отдельных партий, предвзятые политические заявления в адрес конкурентов. Практика свидетельствует о безответственном отношении должностных лиц к разграничению управленческой и партийной деятельности, нарушает международный стандарт организации и проведения демократических выборов в части гарантий всем партиям и кандидатам беспристрастного отношения органов власти. ОПОРА зафиксировала упомянутые ситуации в 10 регионах. С приближением выборов тенденции усиливаются. Это своим образом повлияет на результаты голосования на местах. Кроме того, в отчет включена информация по 6 случаям преследования со стороны правоохранительных и регулирующих органов, которые участники событий напрямую связывают с началом выборов. На данном этапе опровергнуть или подтвердить эти обвинения довольно трудно. Впрочем, учитывая общественный интерес к вопросу, ОПОРА не считает возможным оставить их без рассмотрения.
Тенденцией отчетного периода стала агрессивная рекламная кампания на билл-бордах (партии: «Украина — Вперед!", ПР, частично „УДАР“) и протестные мероприятия. Последние чаще используют оппозиционные политические силы: ВО „Батькивщина“, „Фронт Змин“ (теперь Объединенная оппозиция), ВО „Свобода“. Наблюдатели ОПОРЫ отмечают увеличение частоты визитов политиков национального уровня в регионы для встречи с избирателями.
Потенциальные мажоритарщики щедро финансируют социальные проекты местных органов власти и проводят мероприятия по восстановлению локальной инфраструктуры. В то же время, отдельные кандидаты вводят в заблуждение избирателей, зачисляя на свой счет результаты деятельности местных органов власти. Больше всего фактов использования властных полномочий с агитационной целью у представителей Партии регионов.
Наблюдатели отмечают политическую предвзятость отдельных государственных служащих. По сравнению с предыдущими выборами возрасло демонстративное партийное позиционирования чиновников. ОПОРА зафиксировала примеры  публичной поддержки отдельных потенциальных кандидатов — мажоритарщиков или, наоборот, агрессивных заявлений в адрес политических оппонентов.
— Возросло противостояния внутри органов местного самоуправления между городским головой и советом. Чаще всего такие сообщения связывают с деятельностью Партии Регионов, реже – с „Фронтом Змин“ и ВО „Батькивщина“.
ОПОРА зафиксировала единичные факты внеплановых проверок предприятий, принадлежащих отдельным кандидатам, налоговыми и контролирующими органами. В отчетный период участились: препятствование организации публичных собраний, нанесение ущерба партийному имуществу, уничтожение политической рекламы, черного PR.
ОПОРА рекомендует:

1. Центральной избирательной комиссии:
— Во время мероприятий просветительского характера, которые финансируются за средства государственного бюджета, систематически разъяснять понятие — подкуп избирателей, информировать о его признаках и ответственности;
— Проводить мониторинг нарушения норм законодательства о подкупе избирателей и безотлагательно обращаться в правоохранительные органы для проверки таких фактов;
— Дать официальное разъяснение о недопустимости вмешательства государственных служащих в избирательный процесс.
2. Политическим партиям:
— Воздержаться от внесения изменений в избирательное законодательство без достижения предварительного политического консенсуса;
— Публично выразить свою позицию о формах подкупа избирателей и обеспечить выполнение требований законодательства всех представителей политических сил; — Отказаться от выдвижения партией лиц, которые осуществляли подкуп во время неофициальной части кампании;
— Прекратить практику распространения агитационных материалов на правах социальной рекламы и отказаться от размещения скрытой рекламы.
3. Центральным и местным органам власти, должностным лицам
— Признать неприемлемость объединения управленческой и партийной деятельности, вернуться к практике отпусков для кандидатов во время избирательного процесса, которые занимают должности в органах власти;
— Предупредить злоупотребления служебным положением должностными лицами — кандидатами, которые могут использовать властные полномочия для осуществления давления на оппонентов;
— Обеспечить непредвзятое отношение и равные условия ведения кампании для всех кандидатов, в том числе по организации встреч с избирателями, воздерживаться от агитации „за“ или „против“ участников избирательного процесса;
— Руководителям органов власти отслеживать сообщения о злоупотреблении служебным положением подчиненными и привлечь их к ответственности, если факты будут доказаны;
— Принять меры и не допустить размещения органами публичной администрации социальной рекламы, которая содержит элементы политической агитации (визуальные изображения, названия, символика, флаги партии).
Правоохранительным и контролирующим органам
— Системно и непредвзято проверять факты и сообщения о подкупе избирателей кандидатами в народные депутаты Украины, регулярно информировать общественность о принятых мерах реагирования;
— Накануне и во время избирательной кампании не проводить внеплановые проверки предприятий и учреждений, имеющих отношение к участникам политического процесса, с целью избежать обвинений в политических преследованиях;
— Обеспечить беспристрастное отношение ко всем участникам избирательной компании и охрану правопорядка во время политических мероприятий, акций;
— Оперативно реагировать на сообщения о давлении или угрозы адресованы политикам и активистам политических партий.
Национальному агентству по вопросам государственной службы Украины
— Разработать и легализовать нормативный акт, который бы содействовал  беспристрастности служащих в условиях избирательного процесса;
— Начать контроль за выполнением государственными служащими требований действующего законодательства в вопросах, касающихся избирательного процесса.